Античная Базилика

Античная Базилика в Агиа Триас на Северном Кипре и ее уникальные мозаики.

 

Античная деревня Северного Кипра Агиа Триас переименована в Сипахи, после введения турецких войск на Северную часть острова. Но еще в 1957 году совершенно случайно на севере поселения были найдены развалины храма, сооруженном в раннехристианском стиле, как строились когда-то базилики. План здания был в прямоугольной форме, внутри пространство разделялось колоннадными линиями, образуя многочисленные нефы — продольные части. На самом деле руины принадлежали не одной церкви, а целому религиозному комплексу, в который входили здания атриума, нартекса и баптистерия. В настоящее время можно посмотреть только на шикарные полы покрытые мозаичными картинами.

Античная Базилика

Нартекс это специальное место — притвор, куда заходили все, кто намеревался пройти обряд крещения, во время ведения службы. Атриум — это открытая дворовая территория, окруженная колоннами. Баптистерий — это отдельное строение, предназначенное для самой церемонии крещения. Возраст сооружений датируется концом пятого века.

Но Базилика, имя которой так и осталось загадкой, простояла совсем малое время, ведь уже в седьмом веке набежали арабы, разрушившие вместе с комплексом и другие здания тех времен. В летописях не указывается почему местные жители не стали восстанавливать такое грандиозное святилище, в итоге руины были брошены. Позже, недалеко от них создали маленькую церквушку, которая так же была разграблена и уничтожена в девятом веке.

К счастью люди древности были отличными мастерами своего дела, поэтому среди каменных останков всегда можно найти что-то интересное. Так, например, в данном месте туристов привлекают в первую очередь разнообразные мозаики, созданные не позднее 530 года. На полу можно разглядеть не только удивительные геометрические фигуры и орнаменты, но и христианские символы, которые доступны к расшифровке.

Античная Базилика

Данная Базилика является единственной на всем острове, которая обладает мозаичным изображением сандалий. Историки считают, что с ними можно сопоставить Божьи слова, произнесенные Моисею. Он говорит ему не подходить пока он не снимет обувь, ведь ноги его стоят на святой земле. Есть еще одна сцена из Библии, способная описать данную мозаику, когда Иоанн Креститель вел разговор о будущем Спасителе — Христе, что он не достоин даже развязать его сандалии.

Некоторые мозаики содержат изображения гранатов и это не просто так, ведь данный фрукт имел большое распространение на берегах Средиземного моря. В свое время финикийцы завезли его с египетских земель. У граната имеется богатая символика в исключительно позитивном ключе. Разные народы использовали этот фрукт в качестве олицетворения солнца, жизни и даже бессмертия. По легенде супруга Аида, короля ада — Парсефона съела немного гранатовых зерен и вышла из царства тьмы, то есть воскресла. Такой же традиции в последствии придерживались христиане. Они внедрили рисунки граната в иконографию и назвали державой. В итоге стилизованный плод стал знамением воскресения Христа Спасителя.

Однако, существует и версия, что гранат это всего лишь личное предпочтение художника, а сандалии изображались в качестве предупреждающего знака, говорящего о том, что обувь стоит снимать перед входом в храм