Церковь Пресвятой Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы.

 

Есть на территории Никосии на Северном Кипре одна интересная и загадочная церковь, которая носит имя Пресвятой Богородицы Одигитрии или Путеводительницы. История здания уходит корнями в пятое столетие нашей эры, когда на этом месте была возведена византийская базилика с пятью нефами. До тринадцатого века базилика не изменяла свой внешний и внутренний вид, сохраняя первоначальный облик.

К концу двенадцатого века в базилике обосновались монахи, относящие себя к британскому ордену Святого Томаса Кентерберийского, который основали в Акре. Им пришлось покинуть Святые земли из-за нападок сарацин. На тот момент строение базилики пришло в небольшой упадок, чем и воспользовались монахи, создав на ее месте храм в готическом стиле. Они назвали его в честь святого Николая Английского. Однако, и тут удача отвернулась от них: в период прихода на остров генуэзцев, монахи опять подверглись гонениям и отправились ни с чем обратно восвояси, на свои родные английские земли. В то время (1538 год) британские территории находились под управлением короля Генри Восьмого, который поспешил объявить о роспуске этого монашеского ордена.

В венецианский период на Кипре храм превратился в настоящий Кафедральный собор Греческой церкви ортодоксов и получил имя Богородицы. Но после прихода османов в 1571 году церковь превратилась по их велению в крытый рынок, из-за превращенной в мечеть, рядом стоящего собора Святой Софии. Ведь согласно исламским законам размещать мусульманскую святыню вблизи с культовым зданием другой религии запрещено.

Спустя многие столетия на остров пришли англичане, у которых церковь превратилась в настоящее хранилище для зерновых культур. Граждане Англии, простые жители Лефкоши в 1932 году попытались перекупить здание, сделав ее частной собственностью и вернуть ей былое значение, однако данная затея провалилась, как и следующая попытка аренды священной постройки. Правда таким образом они смогли запустить процесс реставрации бывшей базилики, который прекратился из-за природных катаклизмов, включавших и активную сейсмическую активность. Только в 2004 году с помощью Организации Объединённых Наций и активистов из Евросоюза полномасштабная работа по восстановлению забурлила с новой силой.

На сегодня церковь представляет собой все ту же древнюю базилику с тремя нефами, но с обликом, вобравшим в себя архитектурные стили разных эпох, прошедших на Кипре. От первоначального здания остались два крестообразных нефа, разделенных между собой парой узких колонн, с лепниной на восточной стороне в виде небольших апсид. От готического стиля остался третий — центральный неф, который резко вздымается к небесам. На его своде водружен, благодаря высокому балабану, купол, совсем небольшого размера.  Сам барабан имеет очень интересную конструкцию: снаружи у него восемь граней, а внутри он сделан в виде правильного круга, в толщине его стен прорублены четыре окна. Центральный неф отделяется от двух боковых массивными аркадами, которые опираются на круглые колонны, собранные из четырех частей.

Снаружи здание укреплено благодаря мощным контрфорсам, завершением которых являются горгульи, представленные в виде желобов. Но основным украшением церкви остаются три портала, расположенные на севере. Они оформлены согласно традиционным венецианским мотивам — виноградной лозой, со свисающими гроздьями ее плодов и головами, обрамленными листьями.

Фронтон северной части представлен в виде треугольника и украшен изогнутыми бутонами вьюна, в готике такие элементы называются «краббы». Каменная растительность тянется по стенам и дополняется окном с ажурными границами. Мраморная притолока портала имеет герб с крестом, вокруг которого расположены розетки.

Там же можно увидеть изображение святого Николая. Вокруг его скульптуры размещается три других герба, относящихся к венецианской знати и оформленных в стиле барокко. Второй портал украшен резьбой, а основной композицией является Успение Богородицы. Третий вход обрамлен стрельчатыми арками с подпоркой в виде капителей. Колонны венчаются каменными колоколами, они же поддерживают фигуры апостолов Петра и Павла, первый держит в руках книгу, а второй меч. Наличие холодного оружие связано с ревностным проповедованием христианства. Таким образом, разглядывая декор церкви Пресвятой Богородицы, можно мысленно пройтись по всем последним эпохам, оставившим свой след в кипрской культуре.