Железная дорога

Железная дорога на Северном Кипре: правда или вымысел?

 

Странно осознавать, что на такой маленькой территории, как Северный Кипр, когда-то пыхтели поезда, а пассажиры вдумчиво вглядывались в окна своих купе за чашкой горячего чая. Первая половина двадцатого века ознаменовалась приходом на остров англичан, а вместе с ними и их технологий. В те времена повсеместно строили железные пути, так как железнодорожный транспорт был одним из самых новомодных и быстрых. Вот и британские захватчики решили соорудить на острове скоростную дорогу с рельсами.

Строительство началось в 1905 г., однако уже спустя двенадцать месяцев после введения нового вида сообщения, лондонская государственная комиссия, прибывшая специально для оценки развития проекта, сделала вывод, что убытков от железнодорожной линии куда больше, нежели пользы. Правда, несмотря на подобные заявления, британцы решили, что ее работу прекращать нельзя, ведь такой грандиозный проект являлся самым примечательным символом правления англичан на острове, поэтому скупость здесь была неуместна.

Таким образом, поезда пересекали кипрские территории в течение семидесяти лет, перевозя более семи миллионов человек и трех миллионов грузовых партий из Вароши, на данный момент полностью заброшенной, в столицу — Никосию.

На северной стороне острова находилось более восьмидесяти процентов всех путей и тридцать две станции из тридцати девяти имеющихся. Общая протяженность полотна составляла сто двадцать два километра. В связи с этим, греческая сторона Кипра решила обвинить турок в гибели железнодорожного сообщения, ссылаясь на их «оккупацию».

Во время Второй Мировой войны работа железнодорожного полотна была частично остановлена из-за опасности бомбардировок со стороны Германии. Но сразу после ее окончания англичане отремонтировали поврежденные пути для уникальной операции: была организована перевозка пятидесяти тысяч беженцев-евреев, бежавших от смертельного Холокоста на Палестинские земли. Они были схвачены британцами, которые в свою очередь отправили их на Кипр. Но такое спасение было весьма сомнительным успехом, так как в итоге, отловленных беженцев сгоняли в другие лагеря — трудовые. К концу 1945 года на острове среди всего кипрского населения насчитывалось около четверти еврейского народа.

Перевозка пассажиров осуществлялась вплоть до 1951 г., пока англичане «питали» свой проект денежными дотациями. По окончанию военных действий Лондон потерял почти все свои колониальные территории, которые начинались в Индии и заканчивались на Ближнем Востоке, включая большинство африканских государств. Англичане предчувствовали и свой дальнейший провал в кипрской кампании, поэтому финансирование острова прекратилось заранее, пока не произошло окончательное кружение Британской империи.

В канун Нового года — тридцать первого декабря последний поезд с пассажирами отправился из Лефкоши до Фамагусты, и на этом кипрская железнодорожная эпоха практически прекратила существовать. Иногда пути использовались для перевоза руды, но и эта лавочка прикрылась в аккурат перед разделом острова в 1974 году.

Стоимость проезда по данному направлению была равна трем пенсам. В выходные и праздничные дни дополнительно пускали еще один поезд, который к половине одиннадцатого утра привозил всех желающих из столицы в Фамагусту, где путники принимали солнечные ванны и купались в лазурных водах Средиземного моря.

Однако, от путешественников часто были слышны жалобы в сторону очень низкой скорости поездов, иногда, смеха ради, некоторые выходили из вагонов и шли пешком рядом, не отставая от всего состава. Порой движению мешали стада коз и баранов, пасущихся прям на путях, в такие моменты все пассажиры выходили наружу дабы скоротать время за игрой в футбол с местными жителями близлежащей деревеньки. Но основной проблемой были реки, из-за зимних ливней превращавшиеся в настоящие океаны. Их мощные воды смывали все, что стояло у них на пути.

В настоящий момент от железнодорожного полотна мало что осталось. Линию Никосия — Фамагуста заасфальтировали и создали на ней автостраду. Из всех существовавших станций, более-менее сохранились четыре, но и они пребывают в заброшенном и полуразрушенном состоянии. Паровозы с вагонами подверглись утилизации, но два все таки удалось сохранить в виде памятников — один стоит в центральной части города Фамагусты, другой прям над дорогой, ведущей из Лефкоши в Кирению.

Единственный музей, посвященный истории развития ж/д транспорта на Кипре, находится в южной части, на конечной станции Эвриха. А вот турецкая сторона задумалась о строительстве своего нового железнодорожного полотна длиной в сорок два километра. Согласно новоявленным планам, пути должны улучшить сообщение между аэропортом Эрджан, Никосией, Гюзельюртом и Фамагустой.